нарушение тайны голосования

 

ПРОКУРАТУРА ЯЙСКОГОРАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ
 
Нарушение тайны голосования
Одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является участие в них граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Тайность голосования обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом – правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
- заполнение бюллетеня для голосования осуществляется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, в которых запрещается присутствие других граждан, кроме голосующего;
- если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или его заполнить, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем, то есть лицами, которые могут повлиять на его волеизъявление;
- в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. Таким образом, лицо, оказавшее помощь избирателю, перестает быть анонимным, ввиду чего существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление участника голосования.
Одной из гарантий тайного голосования является запрет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.
Организация досрочного голосования также должна исключать возможность искажения волеизъявления граждан. В этой связи, ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается им в заклеивающийся конверт. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии указанных в настоящем законе лиц предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями, после чего вскрывает поочередно каждый конверт.
Таким образом, только после соблюдения требований, установленных пунктами 13 и 14 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).
Следует отметить, что способы нарушения тайны голосования разнообразны, они выражаются в том, что члены избирательных комиссий с правом решающего голоса при голосовании на дому могут указывать гражданам, за какого кандидата нужно голосовать, а также в том, что наблюдатели либо другие лица могут заходить в специально оборудованные кабины для голосования и разговаривать с избирателями с целью повлиять на их выбор.
Учитывая значимость прав граждан избирать и быть избранными, нарушение тайны голосования справедливо расценено законодателем как общественно опасное деяние, ответственность за которое предусмотрена ст.141 Уголовного кодекса Российской Федерации.